Имя. — Форум

Крещение и обычаи, с ним связанные

Сакральность имянаречения, восходящая к древнейшей мифоэпической традиции, находит свое отражение в народных верованиях и обрядах, связанных с Крещением, и особенно в мифологической трактовке некрещенных детей.

Сегодня во многих случаях стремление родителей крестить детей объясняется суеверными причинами («чтоб не сглазили») и данью традициям, а не желанием приобщить новорожденного к церкви. Но даже в этом случае обряд Крещения несет в себе положительную облагораживающую функцию.

Считается что процедура Крещения сильно и сразу влияет на состояние младенца — он становится заметно спокойнее, лучше спит и меньше болеет. Принято считать, что судьба крещеного человека отличается близостью к Богу, а значит, более сильной защитой от разного рода напастей.

Если же ребенок некрещен, без имени, к нему бес может легко подступиться. Считалось что некрещенные дети чаще тонут. Некрещеных детей даже бабки не лечили — все равно, де, не поможет.

Дети с момента рождения и до Крещения или умершие «без креста» полагались нечистыми и нередкотрактовались как животные или демонические существа, у них нет имени («без имени ребенок чертенок»). Чтобы ребенок не умер безымянным, принято было сразу по рождении называть его «метеринским» или «временным» именем. У русских всех детей до Крещения звали обычно Найденами, Богданами, т.е. данными Богом.

Крестили ребенка и давали ему имя по Святцам обычно на восьмой день, а если ребенок слабый, то сразу же после рождения, чтобы не умер некрещенным и не превратился в демона. Если же такое несчастье происходило, полагалось раздать соседским детям сорок нательных крестиков и сорок поясков.

Для любого верующего человека его имя было защитой и оберегом, ведь это было именем его ангела хранителя. Поэтому роаньше на Руси именины празновались пышнее, чем день рождения, о котором многие вообще забывали, тем более, что события эти почти совпадали по времени.

Рождение ребенка

Важную роль для новорожденного приобретали крестная мать и крестный отец (кумовья по отношению к отцу и матери новорожденного). Если в центраьной Руси это обычно были родственники, то сейчас это могут быть соседи, знакомые и т.д. Функцией крестных было восприемничество.

Считалось, что крестный отец и мать — «подставные» родители, призванные обмануть злых духов, чтобы они не преследовали семью. Этой же цели служил когда-то и более древний обряд родин, при котором первой должна была покормить ребенка грудью какая-либо другая женщина, не мать. Предполагается, что этот обряд наследует традиции древнейшего матриархата общества. Эта Жещина Становилась духовной наставницей ребенка и замещала ему мать в случае ее смерти. Позднее эти функции перешли к крестной матери.

Первый дар

Две тысячи лет назад в Вифлееме в Святой земле родился младенец Иисус. Волхвы видели как, на востоке в небе зажглась звезда. Узнав по этому знаку о появлении Спасителя, волхвы отправились для поклонения Христу в Вифлеем. Они поклонились младенцу и, открывши сокровища свои, поднесли ему золото, ладан и смирну. (От Матфея. Гл. 2. Стих 11).

Золото, обильно поступавшее с золотых копей царя Соломона, было главным символом богатства и царского достоинства в странах Древнего Востока.

В России издавна существует традиция дарить новорожденному младенцу серебро «на зубок». Почему серебро? Ведь явно истоком этой традиции стало золото, подаренное волхвами младенцу Иисусу.

Объяснение достаточно простое: Русь постоянно испытывала хроническую нехватку золота, потому и в ее денежном обращении на протяжении веков безраздельно господствовало серебро.

На этой основе вырос обычай дарить новорожденному серебро — серебряную монетку, серебряное украшение, серебряную ложечку. Таким подарком родные желали младенцу обеспеченной, богатой жизни, отвращали от него бедность и нищету.